среда, 26 декабря 2018 г.

Базовые основы теории Л. В. Занкова:
  1. Обучение на высоком уровне трудности.
  2. Главная роль теоретических знаний в усвоение понятий, законов и закономерностей.
  3. Высокий темп изучения материала. Действенное средство высокого темпа — применение дифференцированного подхода.
  4. Осознание учащимися важности процесса обучения, наличие у них в целом позитивного отношения к учебному труду.
  5. Систематическая работа над развитием всех учащихся.
Теория В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина углубляет концепцию Л.В. Занкова на основе учения о зонах актуального и ближайшего развития личности.
Ее основные дидактические принципы:
  1. Научные понятия — это основной компонент содержания образования, они усваиваются на основе теоретического мышления, играющего ведущую роль по сравнению с эмпирическим.
Организация учебной деятельности на основе движения от общего к частному.
(Для более взрослых школьников).
Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, развивающие сознание и мышление, творчески личный уровень осуществления практических видов деятельности.
Основное средство и метод обучения — решение учебных задач.
Теория Л.М. Фридмана.
Согласно данной концепции именно учебная деятельность определяет развитие личности.
Принципами являются:
  1. Самостоятельность учащихся в целеполагании и определении возможных направлений деятельности.
Самоорганизация, влияющая на формирование навыков рационального учения.
Сочетание индивидуальной учебной деятельности с коллективной.
Ролевое участие, т.е. учащиеся должны выступать и в роли ответственного и в роли подчиненного.
Идея создания ситуации успеха в обучении. (Положительный эмоциональный фон учебного процесса).
На основе обобщения существующих концепций и систем (технологий) развивающего обучения сформулированы (В.С. Кукушин и др.) общие психолого-педагогические принципыразвивающего обучения: проблемность обучения; оптимальное развитие различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического); индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование алгоритмических, эвристических и других приемов умственной деятельности; специальная организация мнемонической деятельности.
На практике концепции развивающего обучения нашли отражение в дидактических системах В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой (учитель начальных классов Москвы), личностно-развивающего обучения И. С. Якиманской (психолог).

1 комментарий: