Прочитайте о некоторых аспектах современного изучения культуры речи.
Когда мы говорим культура речи, мы имеем ввиду чаще всего отдельную
личность: речевая культура, речевые способности человека составляют часть его общей культуры, причем важнейшую часть, наиболее заметную и
очевидную для окружающих. Известен случай когда Сократа попросили
высказать свое мнение о незнакомом человеке. Философ долго и добросовестно рассматривал внешность, одеяние и манеры указанного человека и, наконец, с досадой воскликнул: «Ну когда же он заговорит!». Этот пример говорит о том, что речь человека характеризует его в большей степени, чем другие проявления индивидуальности.
Однако понятие речевая культура имеет не только индивидуальное
значение, оно применимо и к оценке состояния речевой культуры общества в целом. Поэтому мы говорим о культуре речи, в частности современной русской
речи, как проблеме, касающейся гражданского общества, как национальной
проблеме. Уровень речевой культуры каждого из носителей языка в конечном счете определяет и общее состояние современного русского языка, а значит, и состояние культуры нашей нации. Поэтому любые проявления речевого
бескультурья не могут не являться поводом для беспокойства за настоящее и будущее как общенационального языка, так и нашей культуры в целом.
Каждый из говорящих на русском языке ответственен за его судьбу.
Конечно, язык очень сложная и достаточно устойчивая система,
существенно повлиять на его структуру («испортить» язык) за короткий период нельзя, однако образованный человек должен чувствовать свою
ответственность за наше общенациональное состояние – великий русский язык, его не могут не волновать негативные явления, происходящие в современный
момент функционирования языка. Русский язык как способ существования
национальной русской культуры нуждается в охране, защите и бережном
отношении, а значит в правильном использовании.
Правильное использование определяет языковая норма. Норма – это
совокупность правил, которыми должны руководствоваться говорящие в
момент речи. Говорить о языковой норме имеет смысл для того, чтобы избежать ее нарушений. Нарушение языковой нормы является речевой
ошибкой. Повторяющиеся ошибки, то есть такие, которые допускает не один
человек и не случайно, называются типичными. Язык – подвижная и живая
система, его нормы на протяжении истории его существования могут меняться.
Нормой считается правило, действующее в языке в момент его использования конкретным носителем. Если человек нарушает нормы речи. то есть допускает типичные речевые ошибки, мы говорим, что у него низкая речевая культура.
Человеку с низким уровнем речевой культуры трудно преуспеть на любом
профессиональном поприще. Профессионал любого профиля для успешной
работы по своей специальности должен овладеть определенными навыками
правильной речи.
Известно, что в русском языке выделяются четыре основных уровня:
орфоэпический (уровень произношения), лексический (уровень значения
слова), морфологический, или грамматический (уровень функционирования
словоформ), синтаксический (уровень формирования словосочетаний и
предложений). Для каждого уровня существуют установленные нормы и на
каждом уровне могут быть допущены ошибки.
Данное методическое пособие призвано ознакомить курсантов и студентов
с основными понятиями синтаксической нормы, а помочь выработать
соответствующие навыки. Пособие содержит основные теоретические
положения относительно указанного уровня русского языка, данные о наиболее
распространенных типах ошибок, которые можно сделать на этом
лингвистическом уровне, а также рекомендации о том, как возможно избежать
их. Для усвоения и закрепления материала предлагаются специальные
упражнения.
Данное методическое пособие адресовано курсантам и студентам всех
специальностей, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи».
СИНКТАКТИЧЕСКАЯ НОРМА
Раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения
предложений, называется синтаксисом. Соединение двух и более слов, связанных
по смыслу и грамматически, представляют собой сложные обозначения явлений
объективной действительности. Например: быстрая река, читать книгу, идти
вперед. В первом примере названы предмет и его признак, во втором – действие и
предмет, в третьем – действие и его признак. В возможности точно обозначить
различные грани явления, разные аспекты действительности – грамматическое
значение синтаксических единиц. Существует две основные синтаксические
единицы: словосочетание и предложение.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Они могут быть
соединены тремя видами связи: согласованием, примыканием и управлением.
При с о г л а с о в а н и и зависимое слово принимает форму главного, то есть
согласуется с ним в роде, числе, падеже, например: отважный мореход, сияющая
улыбка, зеленые горы.
У п р а в л е н и е – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово
ставиться в той падежной форме, которая обусловлена лексико-грамматическим
значением главного слова. Например: строить дом, восхищаться талантом,
любовь к человеку.
П р и м ы к а н и е – вид связи, при котором зависимость подчиненного слова
выражается лексически, интонацией и порядком слов. В качестве зависимых слов
при данном виде связи выступают неизменяемые знаменательные слова –
деепричастия, наречия, инфинитивы. Например: громко петь, предложить войти,
говорить смеясь.
Предложения различаются по структуре и основным функциям.
По характеру выражаемого в них отношения к действительности различаются
предложения у т в е р д и т е л ь н ы е, и о т р и ц а т е л ь н ы е.
По цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения
делятся на п о в е с т в о в а т е л ь н ы е, в о п р о с и т е л ь н ы е, п о б у д и т е л ь
н ы е. В зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов
различаются предложения р а с п р о с т р а н е н н ы е или н е р а с п р о с т р а н е
н н ы е.
По составу предложения делятся на односоставные и двусоставные и по
строению – на п р о с т ы е и с л о ж н ы е.
Различаются также п о л н ы е и н е п о л н ы е предложения. В полных
предложениях имеются налицо все члены, необходимые для его понимания вне
контекста и речевой ситуации. В неполных предложениях отсутствует один или
несколько членов, ясных из контекста или ситуации.
Синтаксический уровень является высшим в языковой иерархической системе
и, следовательно, наиболее сложным. И на этом уровне – при построении
словосочетаний и предложений – допускается много речевых ошибок.
Посмотрим, с чем они связаны.
1. СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ
1. Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не
получилось:
Ребетня кружились возле новогодней елки.
Ребетня – существительное единственного числа женского рода,
следовательно, кружилась, но ребенок – кружился.
2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть,
большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном
падеже (типа большинство студентов, ряд распоряжений), сказуемое может стоять
как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если:
— существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов
стоял);
— не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников
отсутствовало).
Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия
лиц (Часть студентов сдали экзамены).
3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь
часов, несколько человек), сказуемое может стоять в форме единственного и в
форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих
лиц.
И тридцать витязей прекрасных.
Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин).
Форма единственного числа сказуемого употребляется при подчеркивании
пассивности действующих лиц:
Человек десять молча стояло в стороне;
если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает
неодушевленный предмет или животное:
Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей? (А. С. Пушкин);
— при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три
богатыря— выходят, а тридцать один богатырь— выходит).
4. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего
входят слова много, мало, немного, только, лишь.
Немало горожан посетило эту выставку.
5. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в
единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает
равноправность, активность действующих лиц.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят (А. С. Пушкин).
Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо — главное.
Жил старик со своею старухой (А. С. Пушкин).
6. При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на
согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом.
На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым.
Но: "Жигули"пришли первыми, (здесь "Жигули"—уже не приложение);
Директор школы Фролова ушла на собрание.
7. Сложности вызывает согласование сказуемого с несколькими
подлежащими.
При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа,
при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.
Сравните:
Ее судьба, ее конец
Непроницаемою тьмою
От нас закрыты (А. С. Пушкин).
Погиб и кормщик и пловец (А. С. Пушкин).
полезно!
ОтветитьУдалитьОчень интересно
ОтветитьУдалить