В приведенном тексте расставьте знаки препинания и объясните методику их анализа на уроке русского языка.
Однако при общей стабильности грамматической системы языка и тем более его типологических характеристик в различные периоды развития его поэтической сферы оказываются более или менее востребованы актуализованы те или иные явления единицы категории имеющие максимальную функциональную значимость в свете текущих тенденций развития поэтического языка. Поиск новых форм в современной русской поэзии обостряет интерес к тем грамматическим средствам которые позволяют выявить новые грани субъективности поэтического высказывания «расположить» его во множестве возможных миров с необходимой поэту долей конкретности и обобщенности и попробовать новые пути к решению противоречия не разрешимого но крайне плодотворного в своей неразрешимости - между суггестивностью зачаровывающе-внушающим воздействием поэтического текста предполагающего у читателя способность к интуитивному постижению и строгой логикой грамматических правил нормирующих языковую деятельность и предписывающих языковому сознанию матрицы образцы шаблоны оформления и комбинации единиц. Шире говоря это противоречие между дискретностью и упорядоченностью языка конечностью и структурированностью языкового высказывания и недискретностью действительности представляющей собой сплошной поток впечатлений и «потоковостью» сознания никогда не останавливающегося и не приобретающего конечные «скульптурные» формы. В поэзии синтаксические правила служащие в общелитературном языке основным фактором упорядочения линейного потока речи - структурирования членения его на отдельные высказывания и построения этих высказываний из сопряженных формальными и семантическими связями лексических единиц - все более утрачивают свое господство над строем предложения и текста. «Ритмическое членение» стиха выступает не только во взаимодействии с синтаксической организацией но и как ее альтернатива. Неизбежный баланс между сознательным стремлением человека к порядку и его бессознательной тягой к хаосу сопротивляется переизбытку упорядочивающих факторов торжеству предсказуемости в последовательном ряду и заставляет синтаксическую и ритмическую структуры не только «сотрудничать» но конкурировать: «при замещении интонационно-фразовых связей интонационно-ритмическими теснота синтаксических связей <... > ослабляется» . Другое конститутивное свойство лирического текста - множественность референции казалось бы девальвирует все шифтерные категории придает предикативным характеристикам и дейктическим показателям текста амбивалентный релятивный характер что приводит к активизации лишенных морфологических показателей предикативности инфинитивных и номинативных предложений. Категоризирующий и синтетический потенциал русской морфологии воспринимается как избыточный окончания усекаются слово общеязыковое приобретает способность к миграции в иную часть речи слово окказиональное создается так чтобы у читателя был выбор его морфологического (категориального) осмысления. Наконец фрагментарность лирической формы ее меньший объем и большая самостоятельность мотивов снимают грамматическую «суперсегментность»: для соположения образов в сознании читателя то есть в плане содержания не требуется экспликации соответствующей связи грамматическими средствами в плане выражения. В любом случае поэтическое высказывание остается высказыванием: его коммуникативная функция модифицируется эстетической но не перечеркивается; у него есть автор и реципиент (коммуникативная рамка) денотат (план содержания) и линеаризованная последовательность языковых знаков (план содержания); наконец оно создается для функционирования в определенной коммуникативной ситуации (среде) по ее правилам и интерпретируется на основе соответствующих презумпций. Соответственно фундаментом поэтического высказывания как и любого общеязыкового высказывания служат категории оформляющие отношения между говорящим и адресатом говорящим и содержанием высказывания адресатом и содержанием высказывания субъектом и предикатом содержанием высказывания и действительностью говорящим и действительностью. Эффективность естественного языка состоит в том что все эти типы отношений обеспечиваются одними и теми же грамматическими категориями лица (субъекта) времени и модальности составляющими единую категорию предикативности центром которой является Я говорящего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий