вторник, 27 сентября 2022 г.


В приведенном тексте расставьте знаки препинания и объясните методику их анализа на уроке русского языка.

 Однако при  общей стабильности грамматической системы языка и  тем более  его типологических характеристик  в различные периоды развития его поэтической сферы оказываются более или менее востребованы  актуализованы те или иные явления  единицы  категории  имеющие максимальную функциональную значимость в свете текущих тенденций развития поэтического языка. Поиск новых форм в современной русской поэзии обостряет интерес к тем грамматическим средствам  которые позволяют выявить новые грани субъективности поэтического высказывания  «расположить» его во множестве возможных миров с необходимой поэту долей конкретности и обобщенности и попробовать новые пути к решению противоречия не разрешимого  но крайне плодотворного в своей неразрешимости  - между суггестивностью  зачаровывающе-внушающим воздействием поэтического текста  предполагающего у читателя способность к интуитивному постижению  и строгой логикой грамматических правил  нормирующих языковую деятельность и предписывающих языковому сознанию матрицы  образцы  шаблоны оформления и комбинации единиц. Шире говоря  это противоречие между дискретностью и упорядоченностью языка  конечностью и структурированностью языкового высказывания и недискретностью действительности  представляющей собой сплошной поток впечатлений  и «потоковостью» сознания  никогда не останавливающегося и не приобретающего конечные  «скульптурные» формы. В поэзии синтаксические правила  служащие в общелитературном языке основным фактором упорядочения линейного потока речи - структурирования  членения его на отдельные высказывания и построения этих высказываний из сопряженных формальными и семантическими связями лексических единиц  - все более утрачивают свое господство над строем предложения и текста. «Ритмическое членение» стиха выступает не только во взаимодействии с синтаксической организацией  но и как ее альтернатива. Неизбежный баланс между сознательным стремлением человека к порядку и его бессознательной тягой к хаосу сопротивляется переизбытку упорядочивающих факторов  торжеству предсказуемости в последовательном ряду и заставляет синтаксическую и ритмическую структуры не только «сотрудничать»  но конкурировать: «при замещении интонационно-фразовых связей интонационно-ритмическими теснота синтаксических связей <... > ослабляется» . Другое конститутивное свойство лирического текста - множественность референции  казалось бы  девальвирует все шифтерные категории  придает предикативным характеристикам и дейктическим показателям текста амбивалентный  релятивный характер  что приводит к активизации лишенных морфологических показателей предикативности инфинитивных и номинативных предложений. Категоризирующий и синтетический потенциал русской морфологии воспринимается как избыточный  окончания усекаются  слово общеязыковое приобретает способность к миграции в иную часть речи  слово окказиональное создается так  чтобы у читателя был выбор его морфологического (категориального) осмысления. Наконец  фрагментарность лирической формы  ее меньший объем и большая самостоятельность мотивов снимают грамматическую «суперсегментность»: для соположения образов в сознании читателя  то есть в плане содержания  не требуется экспликации соответствующей связи грамматическими средствами в плане выражения. В любом случае поэтическое высказывание остается высказыванием: его коммуникативная функция модифицируется эстетической  но не перечеркивается; у него есть автор и реципиент (коммуникативная рамка)  денотат (план содержания) и линеаризованная последовательность языковых знаков (план содержания); наконец  оно создается для функционирования в определенной коммуникативной ситуации (среде) по ее правилам и интерпретируется на основе соответствующих презумпций. Соответственно фундаментом поэтического высказывания  как и любого общеязыкового высказывания  служат категории  оформляющие отношения между говорящим и адресатом  говорящим и содержанием высказывания  адресатом и содержанием высказывания  субъектом и предикатом  содержанием высказывания и действительностью  говорящим и действительностью. Эффективность естественного языка состоит в том  что все эти типы отношений обеспечиваются одними и теми же грамматическими категориями лица (субъекта)  времени и модальности  составляющими единую категорию предикативности  центром которой является Я говорящего. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий