понедельник, 1 июня 2020 г.

Коммуникативный практикум

В теории речевого взаимодействия особое внимание уделяется правилам речевой коммуникации. В их изучение большой вклад внесли Г.П. Грайс, Дж. Лич и другие основатели теории речевых актов.

Принцип кооперации Г.П. Грайса

Г.П. Грайс в работе «Логика и речевое общение» утверждает, что основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность собеседников действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора. Иначе говоря, принцип кооперации — это готовность партнеров к сотрудничеству.
Принцип кооперации обусловливает основные правила речевой коммуникации. Автор определяет их как четыре категории (максимы).
1максима количества (полноты) информации;
2максима качества информации;
3максима отношения (релевантности);
4максима способа выражения (манеры).
Максиму «количество» Г. Грайс связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. Постулаты этой категории:
(1Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется.
(2Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.
Комментируя эти положения, отметим, что недостаточная информация может затруднить выполнение текущих целей общения; излишняя же информация иногда вводит в заблуждение, вызывает не относящиеся к делу вопросы и соображения; слушающий может ошибочно предположить наличие какого-то особого смысла в этой излишней информации.
Сущность максимы «качество» автор формулирует так: «Старайся, чтобы высказывание было истинным», конкретизируя эту мысль двумя положениями:
(1Не говори того, что считаешь ложным.
(2Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
Максима «отношение» связана с релевантностью, т.е. соответствием высказывания предмету разговора: «Не отклоняйся от темы».
Максима «способ выражения» касается не того, что говорится, а того, как говорится: «Выражайся ясно». Это положение конкретизируется несколькими частными:
(1Избегай непонятных выражений.
(2Избегай неоднозначности.
(3Будь краток (избегай ненужного многословия).
(4Будь организован.
Реальное речевое общение не вполне и не всегда соответствует этим правилам: люди бывают многословны; не обязательно говорят то, что думают; отклоняются от темы разговора; их речь бывает неясной, отрывочной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается определенный уровень понимания.

2. Принцип вежливости Дж. Лича

Принцип вежливости Дж. Лича принадлежит речевому этикету. Он представляет собой совокупность ряда максим:
Шесть максим вежливости
(1Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).
(2Максима великодушия. Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.
(3Максима одобрения. Это позитивность в оценке других (Не судите, да не судимы будете; Не осуждай других). Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.
(4Максима скромности. Это позиция неприятия похвал в свой адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Чрезмерно завышенные или заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.
(5Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи — сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.
(6Максима симпатии. Это позиция благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему создает так называемый «безучастный контакт», когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.
Сформулированные максимы не абсолютны. Сама по себе максима не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников. Однако применение описанных принципов позволяет более успешно организовать речевое общение, ориентироваться на соблюдение коммуникативных и этических норм.
Условия успешного общения
К условиям общения относят:
(1) потребность в коммуникативной заинтересованности,
(2) настроенность на мир собеседника,
(3) близость мировоззрения говорящего и слушающего,
(4) умение слушателя вникнуть в замысел говорящего, внешние обстоятельства (присутствие незнакомых лиц, физическое состояние),
(5) знание норм речевого этикета и др.
Рассмотрим такое условие, как умение слушать.
Различают два вида слушания:
1нерефлексивное
2рефлексивное
1Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
2Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь, создание благоприятных условий общения, при которых можно помочь собеседнику выразить свои мысли и чувства.
Выделяются три основных приема рефлексивного слушания:
(1выяснение (постановка вопроса),
(2перефразирование (пересказ),
(3отражение чувств.
Важно уметь выбирать тот вид слушания, который наиболее уместен в определенной ситуации. Необходимое условие эффективного слушания (если это не телефонный разговор) – это зрительный контакт между собеседниками. Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем внимательно и заинтересованно.
Мужской стиль слушанияхарактеризуется ориентациейна логически обоснованные аргументыи на существенные аспекты и результаты, стремлением видеть картину в целом и к оценке возможных (как позитивных, так и негативных) последствий слушания.
Женский стиль слушанияхарактеризуетсяэмоциональность восприятияв процессе коммуникации, реагированием на детали и частности, ориентацией на чувства, эмоции, интуицию.
В речевом воздействии активно используют невербальные средства общения и жесты.
Невербальные средства общения– зрительно воспринимаемые движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке, жесты.
Жесты– движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
Жесты эмоциональные– жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимы.Например, бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
Жесты ритмические– жесты, связанные с ритмикой речи, подчеркивающие логическое ударение, замедление или ускорение речи, место пауз, то есть передающие интонацию.
Жесты указательные– жест, с помощью которого выделяют какой-то предмет из ряда однородных. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.
Жесты изобразительные– жест, к которому прибегают, если не хватает слов, чтобы полностью передать представление, если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что всё адресат понимает), если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Но нельзя изобразительными жестами подменять язык слов.
Вопросы:
1. Дайте характеристику основным единицам общения (речевой ситуации, речевому взаимодействию, речевому событию, речевому акту).
2. В чём заключается принцип кооперации Г.Грайса? принцип вежливости Д.Линча?
3. Что способствует эффективности речевой коммуникации?
4. Перечислите виды эффективного слушания.

5. Охарактеризуйте невербальные средства общения.

25 комментариев:

  1. Амрахова Самимат.
    Основные единицы общения:
    1)Речевая ситуация-это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий.
    2)Речевое событие-это протекающий в конкретной речевой ситуации дискурсю Дискурс-это текст в совокупности с социальными, культурными, психологическими и другими фактами, т.е. текст, взятый в событийном аспекте.
    3)Речевой акт - это высказывание или речевое действие, или совокупность высказываний, совершаемых одним говорящим с учетом другого.

    ОтветитьУдалить
  2. Амрахова Самимат.
    Принцип кооперации Г.Грайса опирается на понимание диалога как совместной деятельности участников, каждый из которых носит свой вклад в построение коммуникации признавая общую цель диалога. Принцип отражает готовность партнеров к коммуникации.
    Принцип вежливости Дж.Лича выражает некий эталон взаимного отношения собеседников друг к другу, который способствует успеху коммуникации. Отсылает к этическим нормам.

    ОтветитьУдалить
  3. Амрахова Самимат.
    Эффективное слушание- слушаю и слышу собеседника. При этом слушании стараются понять, что думает и говорит собеседник.
    Виды эффективного слушания:
    1) Пассивное. Вид слушания, цель которого - помочь собеседнику высказаться, чтобы он успокоился. Используется в случаях сильного эмоционального возбуждения говорящего.
    2)Активное. Вид слушания, цель которого получить как можно больше информации от говорящего. Эта цель остро встает когда: 1)говорящий неясно выражает свои мысли; 2)говорящий хочет скрыть какую-либо информацию, активное слушание осуществляется при помощи 3-х приемов: выяснение, перефразирование, резюмирование.
    3) Эмпатическое - сопереживание собеседнику.
    4) Ритуальное- соблюдение особых правил речевого поведения.

    ОтветитьУдалить
  4. Амрахова Самимат.
    Основные единицы общения:
    1)Речевая ситуация-это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий.
    2)Речевое событие-это протекающий в конкретной речевой ситуации дискурсю Дискурс-это текст в совокупности с социальными, культурными, психологическими и другими фактами, т.е. текст, взятый в событийном аспекте.
    3)Речевой акт - это высказывание или речевое действие, или совокупность высказываний, совершаемых одним говорящим с учетом другого.

    ОтветитьУдалить
  5. Халимханова Линда. 3РО ОЗО
    1. К основным единицам речевого общения относят:
    Речевое событие - связный текст, протекающий в контексте речевой ситуации. Оно включает два основных компонента: словесную речь и условия, обстановку, в которой происходит речевое общение.
    Речевая ситуация – это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.
    Речевое взаимодействие – речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта.
    Речевой акт – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.

    ОтветитьУдалить
  6. Халимханова Линда
    2.Грайс описывает максимы совместного оперирования информацией, Дж. Лич — максимы взаимного расположения говорящих. Максимы одинаковы вне зависимости от культурной принадлежности сторон диалога. Базовой категорией для формирования коммуникативного кодекса выступает коммуникативное намерение (интенция).

    ОтветитьУдалить
  7. Халимханова Линда.
    3.Под эффективной речевой коммуникацией понимается до-стижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения. Правильная интерпретация считается состоявшейся, если реципиент трактует основную идею текста в соответствии с замыслом коммуникатора, Если реципиент усвоил, для какой цели порожден данный текст? что именно хотел сказать его автор с помощью всех использованных средств, можно утверждать, что он интерпре- -
    тировал текст адекватно.

    Неадекватное понимание устного и письменного сообщения у отправителя и получателя может привести к серьезным ошибкам во время выработки и принятия решения, стать причиной нежелательных конфликтов.

    ОтветитьУдалить
  8. Халимханова Линда.
    4. Эффективное слушание – слушаю и слышу собеседника. при этом слушании стараются понять, что думает и говорит собеседник. виды:

    пассивное. вид слушания, цель которого – помочь собеседнику высказаться, чтобы он успокоился. используется в случаях сильного эмоционального возбуждения говорящего. пассивное слушание состоит в умении внимательно молчать, но при этом показывая, что вы сосредоточены на его словах. для этого используют невербальные сигналы – позы, взгляд, угу-реакция.
    активное. вид слушания, цель которого получить как можно больше информации от говорящего. эта цель остро встаёт когда: 1) говорящий неясно выражает свои мысли; 2) говорящий хочет скрыть какую-либо информацию. активное слушание осуществляется при помощи 3-х приёмов: выяснение, перефразирование, резюмирование.
    эмпатическое – сопереживание собеседнику.
    ритуальное – соблюдение особых правил речевого поведения (например – приветствие – как дела – не добиваться подробного ответа).
    выяснение – собеседнику задаются уточняющие вопросы. они должны касаться только того, о чем собеседник говорит и не должны давать оценки его поведению
    перефразирование – передача его идеи своими словами.
    резюмирование – подведении е итогов своими словами.
    5. К невербальным средствам общения относится воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз. Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части «коммуникативного айсберга» – в области невербального общения.

    ОтветитьУдалить
  9. Ибрагимова Патимат 3курс РО ОЗО
    2)Принцип кооперации Грайса: Это готовность собеседников действовать целенаправленно. Это готовность партнёров к сотрудничеству.
    Принцип вежливости Лича- это совокупность шести максим:
    -такт;
    -скромность;
    -согласие;
    -великодушие;
    -одобрение;
    -симпатия.

    ОтветитьУдалить
  10. Ибрагимова Патимат 3 курс РО ОЗО
    3)Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения. Если слушатель воспринял идею говорящего,коммуникацию можно считать эффективной

    ОтветитьУдалить
  11. 4)-пассивное. вид слушания, цель которого – помочь собеседнику высказаться, чтобы он успокоился. используется в случаях сильного эмоционального возбуждения говорящего. пассивное слушание состоит в умении внимательно молчать, но при этом показывая, что вы сосредоточены на его словах. для этого используют невербальные сигналы – позы, взгляд, угу-реакция.
    -активное. вид слушания, цель которого получить как можно больше информации от говорящего. эта цель остро встаёт когда: 1) говорящий неясно выражает свои мысли; 2) говорящий хочет скрыть какую-либо информацию. активное слушание осуществляется при помощи 3-х приёмов: выяснение, перефразирование, резюмирование.
    -эмпатическое – сопереживание собеседнику.

    ОтветитьУдалить
  12. Дарбишева Заира 3 РО ОЗО
    1
    Речевая ситуация - это ситуация, соответствующая контексту высказывания, то, что помогает его понять. В это понятие входят место и время общения, а также участники общения. в зависимости от речевой ситуации может измениться выбор языковых средств.
    Речевое взаимодействие - это процесс коммуникации, в ходе которой один сообщает некоторую информацию, а второй реагирует на нее и оценивает ее.
    Речевое событие - процесс речевого взаимодействия, ограниченный во времени и пространстве.
    Речевой акт - процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного.

    ОтветитьУдалить
  13. Шарипова Маликат 3РО ОЗО


    Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки. Протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.


    Речевая деятельность – совокупность психофизических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.
    Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

    Основные единицы речевого общения
    К основным единицам речевого общения относят:
    речевое событие,
    речевую ситуацию,
    речевое взаимодействие.

    Речевое событие – связный текст, протекающий в контексте речевой ситуации. Оно включает два основных компонента: словесную речь и условия, обстановку, в которой происходит речевое общение.
    Речевая ситуация – это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Различают канонические речевые ситуации (когда произнесение (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего); когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо) и неканонические речевые ситуации (когда время говорящего (время произнесения высказывания) может не совпадать со временем адресата (временем восприятия); высказывание может не иметь конкретного адресата)
    Речевое взаимодействие – речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта.

    ОтветитьУдалить
  14. Шарипова Маликат 3РО ОЗО
    <<↑>>
    1. Принцип кооперации Г.П.Грайса.

    Г.П.Грайс в работе «Логика и речевое общение» утверждает, что основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность собеседников действовать в соответствии с принятой целью и направлением разговора.

    Иначе говоря, принцип кооперации – это готовность партнеров к сотрудничеству.
    Принцип кооперации обусловливает основные правила речевой коммуникации. Автор определяет их как четыре категории (максимы).
    максима количества (полноты) информации;
    максима качества информации;
    максима отношения (релевантности);
    максима способа выражения (манеры).

    Максиму «количество» Г.Грайс связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. Постулаты этой категории:
    Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется.
    Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

    ОтветитьУдалить
  15. Шарипова Маликат 3РО ОЗО

    Принцип вежливости Дж.Лича принадлежит речевому этикету и представляет собой совокупность ряда максим.
    Шесть максим вежливости:
    Максима такта. Это максима границ личной сферы.

    В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).
    Максима великодушия. Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.
    Максима одобрения. Это позитивность в оценке других («не судите, да не судимы будете»; «не осуждай других»). Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.
    Максима скромности. Это позиция неприятия похвал в свой адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Чрезмерно завышенные или заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.
    Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи – сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.
    Максима симпатии. Это позиция благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему создает так называемый «безучастный контакт», когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом

    ОтветитьУдалить
  16. Шарипова Маликат 3РО ОЗО
    Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения. Правильная интерпретация считается состоявшейся, если реципиент трактует основную идею текста в соответствии с замыслом коммуникатора.

    ОтветитьУдалить
  17. Шарипова Маликат 3РО ОЗО
    пассивное. вид слушания, цель которого – помочь собеседнику высказаться, чтобы он успокоился. используется в случаях сильного эмоционального возбуждения говорящего. пассивное слушание состоит в умении внимательно молчать, но при этом показывая, что вы сосредоточены на его словах. для этого используют невербальные сигналы – позы, взгляд, угу-реакция.
    активное. вид слушания, цель которого получить как можно больше информации от говорящего. эта цель остро встаёт когда: 1) говорящий неясно выражает свои мысли; 2) говорящий хочет скрыть какую-либо информацию. активное слушание осуществляется при помощи 3-х приёмов: выяснение, перефразирование, резюмирование.
    эмпатическое – сопереживание собеседнику.
    ритуальное – соблюдение особых правил речевого поведения (например – приветствие – как дела – не добиваться подробного ответа

    ОтветитьУдалить
  18. Шарипова Маликат 3РО ОЗО
    Невербальное общение является общением с использованием паралингвистических способов передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы). Основными видами невербального общения являются визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные.

    ОтветитьУдалить
  19. Курбанова Зиярат 3 ОЗО РО
    2. Принцип кооперации Г.Грайса. Опирается на понимание диалога как совместной деятельности участников, каждый из которых вносит свой вклад в построение коммуникации, признавая общую цель диалога. Принцип отражает готовность партнеров к коммуникации. Сам Грайс описывал его суть как: «Делай свой вклад в разговор таким, какого требует данный момент именно в той ситуации, когда идет разговор, с той целью и в том направлении, куда идет разговор, в который ты вовлечён».
    Грайс ввёл четыре максимы, достижение которых способствует полному соблюдению принципа:
    1.Максима качества информации:
    а)Не говори того, что считаешь ложным;
    б)Не говори того, в чем сомневаешься, для доказательства чего нет исчерпывающих аргументов
    2.Максима количества информации:
    а)Изложи не меньше информации, чем требуется;
    б)Изложи не больше информации, чем требуется
    3.Максима релевантности:
    а)Не отходи от темы
    4.Максима ясности:
    а)Будь последовательным:
    б)Избегай неясности;
    в)Избегай двусмысленности;
    г)Будь краток;
    д)Будь систематичен
    Во время реального речевого общения участники могут не соблюдать все максимы, но стремиться к этому. Таким образом, удастся сохранить внимание и контакт с собеседником. При этом важно учитывать баланс известного и неизвестного для конкретной аудитории.

    Принцип вежливости Дж.Лича
    Выражает некий эталон взаимного отношения собеседников друг к другу, который способствует успеху коммуникации. Отсылает к этическим нормам. В него включены:
    1.Максима такта (соблюдение границ частных речевых интересов);
    2.Максима великодушия (соблюдение позиций равенства в диалоге);
    3.Максима одобрения (соблюдение позитивного настроя в отношении позиции собеседника);
    4.Максима скромности (контроль самооценки, её реалистичное представление);
    5.Максима согласия (направленность на поиск компромисса);
    6.Максима симпатии (выражение благожелательного отношения к собеседнику и его позиции)

    ОтветитьУдалить
  20. Курбанова Зиярат
    Эффективное слушание – слушаю и слышу собеседника. при этом слушании стараются понять, что думает и говорит собеседник. виды:
    1.пассивное. вид слушания, цель которого – помочь собеседнику высказаться, чтобы он успокоился, используются невербальные сигналы – позы, взгляд.
    2.активное. вид слушания, цель которого получить как можно больше информации от говорящего. эта цель остро встаёт когда: 1) говорящий неясно выражает свои мысли; 2) говорящий хочет скрыть какую-либо информацию. активное слушание осуществляется при помощи 3-х приёмов: выяснение, перефразирование, резюмирование.
    3.эмпатическое – сопереживание собеседнику.
    4.ритуальное – соблюдение особых правил речевого поведения (например – приветствие – как дела – не добиваться подробного ответа).

    ОтветитьУдалить
  21. Курбанова Зиярат
    1.Речевая ситуация – это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Как известно, высказывание делается в определённом месте в определённое время и имеет определённый набор участников: говорящий и слушающий. Элементами речевой ситуации являются говорящий, слушающий, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, правильно толковать высказывание, уточнять его цель (просьба, совет, угроза, возмущение, порицание и т.д.).
    Речевое событие – это законченное целое со своей формой, структурой, границами. Таковым можно считать урок, собрание, заседание, конференцию, разговор в булочной, в метро и т.д.
    Речевое взаимодействие – это, с одной стороны, говорение, процесс порождения речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, её декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование на неё (вербально или мимикой, жестами, поведением).
    Речевой акт — это высказывание или речевое действие, или совокупность высказываний, совершаемых одним говорящим с учетом другого.

    ОтветитьУдалить
  22. Салихова Джамиля. 3 РО ОЗО
    1. Речевая ситуация - ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Речевое взаимодействие - процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми с помощью языка. Речевое событие - основная единица коммуникации (речевого общения). Оно (речевое событие) представляет собой законченное целое и состоит из двух компонентов: 1) это то, о чем сообщается, говорится (т.е. словесная речь), и то, чем речь сопровождается, - мимика, жесты, что в целом составляет речевое поведение. Речевой акт - отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного.
    2. Принцип кооперации Грайса заключается в том, что основу речевой коммуникации составляет готовность партнеров к сотрудничеству (принцип кооперации). Принцип вежливости Линча заключается в совокупности максим такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатия.
    4. Мужской стиль слушания, женский стиль слушания.
    5. Невербальные средства общения– зрительно воспринимаемые движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке, жесты.

    ОтветитьУдалить
  23. Исрапова Зугайрат 3РО ОЗО

    1)Речевая ситуация-это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. 
    2)Речевое событие-это протекающий в конкретной речевой ситуации дискурсю Дискурс-это текст в совокупности с социальными, культурными, психологическими и другими фактами, т.е. текст, взятый в событийном аспекте.
    3)Речевой акт - это высказывание или речевое действие, или совокупность высказываний, совершаемых одним говорящим с учетом другого.

    ОтветитьУдалить
  24. 1. Принцип кооперации г.П. Грайса
    Г.П. Грайс в работе «Логика и речевое общение» утверждает, что основу речевой коммуникации составляет принципкооперации, предполагающий готовность собеседников действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора. Иначе говоря, принцип кооперации — это готовность партнеров к сотрудничеству.

    Принцип кооперации обусловливает основные правила речевой коммуникации. Автор определяет их как четыре категории (максимы).

    1​максима количества (полноты) информации;

    2​максима качества информации;

    3​максима отношения (релевантности);

    4​максима способа выражения (манеры).

    Максиму «количество» Г. Грайс связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. Постулаты этой категории:

    (1​Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется.

    (2​Твое высказывание не должно содержать больше информации,
    Сущность максимы «качество» автор формулирует так: «Старайся, чтобы высказывание было истинным», конкретизируя эту мысль двумя положениями:

    (1​Не говори того, что считаешь ложным.

    (2​Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

    Максима «отношение» связана с релевантностью, т.е. соответствием высказывания предмету разговора: «Не отклоняйся от темы».

    Максима «способ выражения» касается не того, что говорится, а того, как говорится: «Выражайся ясно». Это положение конкретизируется несколькими частными:

    (1​Избегай непонятных выражений.

    (2​Избегай неоднозначности.

    (3​Будь краток (избегай ненужного многословия).

    (4​Будь организован.

    Реальное речевое общение не вполне и не всегда соответствует этим правилам: люди бывают многословны; не обязательно говорят то, что думают; отклоняются от темы разговора; их речь бывает неясной, отрывочной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается определенный уровень понимания.

    2. Принцип вежливости Дж. Лича
    Принцип вежливости Дж. Лича принадлежит речевому этикету. Он представляет собой совокупность ряда максим:

    Шесть максим вежливости

    (1​Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).

    (2​Максима великодушия. Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.

    (3​Максима одобрения. Это позитивность в оценке других (Не судите, да не судимы будете; Не осуждай других). Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

    (4​Максима скромности. Это позиция неприятия похвал в свой адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Чрезмерно завышенные или заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

    (5​Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи — сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

    (6​Максима симпатии. Это позиция благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему создает так называемый «безучастный контакт», когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.

    ОтветитьУдалить
  25. Эффективное слушание – слушаю и слышу собеседника. при этом слушании стараются понять, что думает и говорит собеседник. виды:
    1.пассивное. вид слушания, цель которого – помочь собеседнику высказаться, чтобы он успокоился, используются невербальные сигналы – позы, взгляд.
    2.активное. вид слушания, цель которого получить как можно больше информации от говорящего. эта цель остро встаёт когда: 1) говорящий неясно выражает свои мысли; 2) говорящий хочет скрыть какую-либо информацию. активное слушание осуществляется при помощи 3-х приёмов: выяснение, перефразирование, резюмирование.
    3.эмпатическое – сопереживание собеседнику.
    4.ритуальное – соблюдение особых правил речевого поведения (например – приветствие – как дела – не добиваться подробного ответа).

    ОтветитьУдалить