понедельник, 27 апреля 2020 г.

Уважаемые студенты, необходимо переписать лекцию и отправить фотоотчет в группу.

Лекция 
«ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ НАУКИ О ЯЗЫКЕ»
1.               Значение и задачи изучения лингвистической теории, ее место в методике преподавания курса русского языка.
2.               Принципы изучения языковых аспектов.
3.               Методы и приемы формирования у учащихся учебно-языковых умений и навыков.
4.               Виды упражнений.
5.               Приемы проверки знаний и умений учащихся.
Изучению лингвистической теории в школьной практике отводится значительное место. Она изучается с 5 по 9 класс. В задачу изучения теории входит ознакомление учащихся с основными лингвистическими понятиями, связанными с различными уровнями языка (фонетика, лексика, морфология, синтаксис). Изучение теории имеет и большое практическое значение. У учащихся формируются учебно-языковые умения, а именно распознавать изучаемые языковые факты в речи, тексте, умение производить разные виды языкового разбора. Практическое значение изучения теории заключается и в том, что учащимся национальной школы знание теории является необходимым условия развития речевых навыков.
     Знания о языке и речи обеспечивают реализацию познавательной направленности школьного курса русского языка, который по содержанию соотносится с научным курсом русского языка. В него включены основы науки о русском литературном языке, его единицы (звук, фонема, морфема, слово, словосочетание и предложение), их функции. Эти единицы языка представлены в виде лингвистических понятий и языковых фактов из всех разделов науки о языке: из фонетики (звуки и буквы), лексикологии (слово), словообразования (морфемы), морфологии (слово, его парадигма), синтаксиса (словосочетание и предложение). Так, при изучении фонетики у учащихся формируются произносительные навыки, при изучении лексики обогащается словарный запас, при изучении грамматики усваиваются морфологические и синтаксические нормы языка, а также вырабатываются орфографические и пунктуационные навыки.
     Уроки русского языка способствуют развитию многих положительных качеств учащихся – развитию логического мышления. Велика воспитательная роль изучения русского языка.
     При изучении основных разделов науки о языке в первую очередь должны учитываться общедидактические принципы научности, системности, доступности, наглядности, обучения и воспитания. Вместе с тем в методике русского языка есть и специальные принципы, вытекающие из специфики предмета «Русский язык». Они делятся на общеметодические и частнометодические (или уровневые).
     К общедидактическим принципам относятся:
1. Экстралингвистический принцип  предполагает сопоставление единиц языка и реалий, т.е предметов из окружающей действительности. Например, дом – том, бал – балл (смыслоразличительная функция фонем – в школьной терминологии – звуков), или слово и словосочетание: улица – широкая улица. 
2. Функциональный принцип заключается в показе функций (т.е. роли) языковых явлений в языке и речи. В языке нет единиц, не выполняющих ту или иную функцию. Например, функция фонем состоит в различении слов, функции слов – быть средством наименования реалий, функции предложений – средством коммуникации, т.е. общения.
3. Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения, формы) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значения. Например, форма  П.п. сущ. Выражает как объектное, так и пространственное значение: заниматься вечером – любоваться вечером (форма или структура одинаковая, но по семантике (значению) отличаются.
4. Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной стороны, между единицами одного уровня (их изменения под влиянием друг друга), например, в фонетике – озвончение или оглушение согласных в определенных условиях;  с другой стороны, связь  между единицами разных уровней. Например, связь между лексикой и морфологией при образовании форм слов: лист (орган растения) в Р.п. мн.ч. – листьев; лист (плоский кусок металла)  - листов.
5. Нормативно-стилистический принцип заключается в выборе в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления. Например, играет значение (вместо играет роль или имеет значение).
6.Исторический принцип предполагает учет исторических изменений, которые сохранились в современном русском языке.Например, шИл,жИл,читаешЬ.
     Частнометодические принципы разделов науки о языке. Каждый раздел науки о языке имеет свою специфику. Поэтому нужно учитывать частнометодические принципы. Так, методика фонетики имеет следующие  частнометодические принципы:
а) опора на речевой слух самих учащихся,
б) рассмотрение звука в морфеме ,
в) сопоставление звуков и букв.
В методике лексики
а) лексико-грамматический принцип (т.е. сопоставление лексического и грамматического значений слова),
б) системный,
в) контекстный,
г) лексико-синтаксический (т.е. сопоставление слова и словосочетания.
В методике словообразования:
а) структурно-словообразовательный (т.е. способ образования слова: рыб-ач-к-а),
б) лексико-словообразовательный (например, ельник – лес и ельник – место, на котором растет ель),
в) мотивационный (путем толкования).
В методике морфологии:
а) лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматического значения слова (беготня – лекс. значен. – быстрое перемещение, грамм. знач. – сущ.)
б) парадигматический (сопоставление косвенных форм и начальной формы),
в) морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).
Методика синтаксиса выработала следующие частнометодические принципы:
а) интонационный,
б) морфолого-синтаксический.
      Эффективными приемами усвоения языковой теории и применения ее на практике являются языковой разбор и алгоритмизация. Языковой разбор (т.е. анализ) различается:
а) фонетический,
б) лексический,
в) словообразовательный,
г)морфологический,
д) синтаксический.
Так, например, при фонетическом  анализе записывается слово, затем транскрипцию, далее выписываются буквы, рядом указываются звуки, дается анализ звуков, указывающие количество слогов. При морфологическом разборе рекомендуется сначала указать постоянные признаки слова данной части речи, а затем – изменяемые.
      Упражнения – в методике различаются аналитические (пассивные), связанные с работой над готовым текстом, с распознаванием изученного явления, и конструктивные упражнения – творческие. Учащиеся дописывают окончания, вставляют пропущенные буквы, знаки препинания. При изучении разных разделов языка используются и такие упражнения, как фонетические (различение звуков в словах), лексико-фразеологические (указать многозначность слова, подобрать синонимы и т.д.),морфемные (подобрать слова с такими-то суффиксами, приставками, словообразовательные (от какого слова и с помощью чего образовано слово), морфологические (составить парадигмы слова, группировка слов по частям речи), синтаксические упражнения (составление схем предложений,  и  предложений по схемам, синтаксический разбор).

     Проверку знаний следует осуществлять систематически с помощью разных видов опросов (фронтальный. индивидуальный и уплотненный), специальных контрольных работ, языкового разбора, тестирования и использования компьютерных технологий.

13 комментариев:

  1. Амагаева А
    Лекцию изучила,конспект напишу скоро )

    ОтветитьУдалить
  2. Салихова Хадижа 2гр

    Лекцию изучила

    конспект написала
    спасибо!
    (не могу отправить комментарий через себя)

    ОтветитьУдалить
  3. Алиева Ума, 2 группа,2РО
    С лекцией ознакомилась, конспект написала.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Магомедова Айшат,лекцию изучила,конспект пока не сделала,в процессе.

    ОтветитьУдалить
  5. Алиева Гёзелия, 2 группа РО ,лекцию получила, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Магомедова Багжат 2 курс РО 2 группа. Лекцию получила . Спасибо большое 👍

    ОтветитьУдалить
  7. Максудова Хава 2гр,2РО. Спасибо за лекцию)

    ОтветитьУдалить
  8. Хизриева Тайбат,2РО,2гр.
    Лекцию изучила,конспект выполнила. Спасибо за материал

    ОтветитьУдалить
  9. Магомедова Насиба 2РО,2гр.(проблемы со входом)
    С лекцией ознакомилась. Конспект написала. Спасибо большое

    ОтветитьУдалить