вторник, 25 октября 2022 г.

Уважаемые студенты, в приведенном отрывке из статьи вставьте необходимые запятые и объясните их расстановку.

Начиная с середины XIX в.  в дореволюционной литературе  посвящённой исследованию «ересей» и «сект»  также появляется новое понятие «сектант»  после того  как термин «секта» появился в отечественной исследовательской литературе. Так  уже в 1869 г.  термины «еретик» и «сектант» синонимично использует отечественный светский исследователь Н.И. Барсов [2  с. 2] в одном из своих трудов. В этот период исследователь не даёт какой-либо дефиниции этим понятиям  применяя их как производные от основных терминов и подразумевая последователей «ереси» и «секты».

После этого в 1881 г.  в одной из работ отечественного светского исследователя И. Юзова для обозначения последователей религиозной деструкции неоднократно используются такие термины  как: «сектант»  «раскольник»  «старовер»  «духовные христиане»  «диссиденты» [25]. При этом  называя последователей религиозной деструкции «раскольниками»  «староверами» и «диссидентами»  исследователь подразумевает последователей религиозных сект  возникших в самом расколе. Так  например  «староверами» автор называл «поповцев» и «безпоповцев» «духовными христианами» – «Поморское»  «спасово»  «Федосеево»  «Филиппово»  «странническое (бегунское)»  «немоляцкое» согласия  и «диссидентами» – «староверов» и «духовных христиан» [25  с. 6]. В данном примере представляется возможным выделить отход от термина «еретик» в рассматриваемый период времени. Это связано с тем  что в этот период происходил рост отечественного религиозного сектантства  которое распространялось именно в расколе  а сам раскол не назывался «ересью» на территории нашего государства.

Дальнейшая эволюция и отражение в литературе понятий  существовавших для обозначения последователей религиозной деструкции происходит в 1885 г. Отечественный писатель и этнограф Н.А. Дингельштед  в своем труде вновь использует термин «сектанты»  а также новый термин «отщепенцы» и «религиозные отщепенцы»  применяя его для обозначения последователей секты «прыгунов»  образовавшейся внутри раскола [14  с. 5]. Этот новый термин не получил широкого распространения и использовался исследователем в рамках одной работы.

Последующее использование каких-либо терминов для обозначения адептов религиозной деструкции в период с 1887 г. по 1895 г.  вновь возвращает в исследовательский оборот понятие «еретик»  но без каких-либо конкретных его дефиниций. Также  в это время в работах таких исследователей  как Ф.К. Сахаров [22  с. 63]  Н.Н. Животов [16  с. 3  13  48]  Смирнов П.С. [24  с. 75  145]  Громогласов И.М. [13  с. 21  28]  продолжали использоваться термины «сектанты»  «раскольники» и «старообрядцы»  без какой-либо их конкретизации. Единственный новый термин появился в 1895 г.  в работе российского светского православного исследователя В. Беликова  называвшего последователей религиозной деструкции «инакомыслящие» [3  с. 180]  но без уточнения и осмысления этого термина. 

Далее  с 1896 г. по 1903 г.  использование терминов «еретик»  «сектант»  «раскольник»  «старообрядец» и «диссидент»  все ещё не получило систематизации и наполнения  но они упоминались в работах таких отечественных светских и конфессиональных исследователей  как Г.П. Добротин [15  с. 7]  В.М. Скворцов [23  с. 9  13  71  305]  А.М. Бобрищев-Пушкин [5  с. 20  26  35].

Начиная с XX в.  данная ситуация меняется в 1903 г  когда в работе проф. Лейпцигского университета  И. Геринга  занимавшегося изучением религиозных течений в Российской империи  было дало определение  конкретизация и уточнение анализируемым терминам. Так  согласно труду исследователя  «сектантом» считался последователь любой секты или сектантского движения [12  с. 6]. Кроме того  И. Геринг пояснял  что «раскольники» — это не «сектанты»  а «схизматики». По его мнению  понятие «раскол»  то есть  «схизма»  происходит от глагола «расколоть»  а его последователи называются «раскольниками»  то есть  «схизматиками». Соответственно  это название подходит им более чем «сектанты» [12  с. 6]. Дефиниция некоторых терминов  отраженная в работе И. Геринга  стала одной из первых  где было уделено внимание рассматриваемым терминам. Несмотря на это  дефиниция терминов  использовавшихся для обозначения последователей религиозной деструкции И. Герингом  не получила продолжения в отечественной исследовательской мысли  и спустя год все те же термины без конкретизации встречаются в одной из работ В.М. Андерсона [1].

Не осталось в стороне и конфессионально ориентированное исследовательское сообщество. Так  в 1905 г.  российский конфессиональный православный исследователь Н.И. Ивановский в своей работе ввел или конкретизировал несколько новых терминов  назвав последователей религиозной деструкции «подцерковниками» или «отщепенцами» [17  с. 6]  и объединил термины в формулу «сектанты-старообрядцы» [17  с. 6]. Следовательно  несмотря на то  что оба понятия зачастую использовались равнозначно  всё же было необходимо их объединение  чтобы окончательно внести ясность в использование термина «раскольник» по отношению к последователям религиозной деструкции. Подобные определения в дальнейшем применяли такие исследователи  как В.Д. Бонч-Бруевич [7  с. 10]  Н. Бортовский [8  с. 9]  С.Н. Богданович [6  с. 1]  Ф.Е. Мельников [20  с. 98]  Н.Г. Высоцкий [11  с. 3  17]. Кроме этого  небольшим дополнением к дефиниции терминов  использовавшихся для обозначения последователей религиозной деструкции  стало определение российского конфессионального исследователя А.Н. Котович  который в 1909 г.  указавшего  что «еретик» – «враг веры и Церкви» [19  с. 115].

Следующее определение было дано в 1910 г.  в работе православного конфессионального исследователя Т.И. Буткевича  который использовал термин «сектант» для лиц  по той или иной причине отделившихся от единения с «Православной Кафолической Церковью» [9  с. 5  6]. Помимо этого  он отмечает  что «сектантами»  зачастую  также называли тех  кто «не мыслил так  как мыслили все» с XX в., данная ситуация меняется в 1903 г, когда в работе проф. Лейпцигского университета, И. Геринга, занимавшегося изучением религиозных течений в Российской империи, было дало определение, конкретизация и уточнение анализируемым терминам. Так, согласно труду исследователя, «сектантом» считался последователь любой секты или сектантского движения [12, с. 6]. Кроме того, И. Геринг пояснял, что «раскольники» — это не «сектанты», а «схизматики». По его мнению, понятие «раскол», то есть, «схизма», происходит от глагола «расколоть», а его последователи называются «раскольниками», то есть, «схизматиками». Соответственно, это название подходит им более чем «сектанты» [12, с. 6]. Дефиниция некоторых терминов, отраженная в работе И. Геринга, стала одной из первых, где было уделено внимание рассматриваемым терминам. Несмотря на это, дефиниция терминов, использовавшихся для обозначения последователей религиозной деструкции И. Герингом, не получила продолжения в отечественной исследовательской мысли, и спустя год все те же термины без конкретизации встречаются в одной из работ В.М. Андерсона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий