Уважаемые студенты, в приведенном отрывке из статьи вставьте необходимые запятые и объясните их расстановку.
Начиная с середины XIX в. в дореволюционной литературе посвящённой исследованию «ересей» и «сект» также появляется новое понятие «сектант» после того как термин «секта» появился в отечественной исследовательской литературе. Так уже в 1869 г. термины «еретик» и «сектант» синонимично использует отечественный светский исследователь Н.И. Барсов [2 с. 2] в одном из своих трудов. В этот период исследователь не даёт какой-либо дефиниции этим понятиям применяя их как производные от основных терминов и подразумевая последователей «ереси» и «секты».
После этого в 1881 г. в одной из работ отечественного светского исследователя И. Юзова для обозначения последователей религиозной деструкции неоднократно используются такие термины как: «сектант» «раскольник» «старовер» «духовные христиане» «диссиденты» [25]. При этом называя последователей религиозной деструкции «раскольниками» «староверами» и «диссидентами» исследователь подразумевает последователей религиозных сект возникших в самом расколе. Так например «староверами» автор называл «поповцев» и «безпоповцев» «духовными христианами» – «Поморское» «спасово» «Федосеево» «Филиппово» «странническое (бегунское)» «немоляцкое» согласия и «диссидентами» – «староверов» и «духовных христиан» [25 с. 6]. В данном примере представляется возможным выделить отход от термина «еретик» в рассматриваемый период времени. Это связано с тем что в этот период происходил рост отечественного религиозного сектантства которое распространялось именно в расколе а сам раскол не назывался «ересью» на территории нашего государства.
Дальнейшая эволюция и отражение в литературе понятий существовавших для обозначения последователей религиозной деструкции происходит в 1885 г. Отечественный писатель и этнограф Н.А. Дингельштед в своем труде вновь использует термин «сектанты» а также новый термин «отщепенцы» и «религиозные отщепенцы» применяя его для обозначения последователей секты «прыгунов» образовавшейся внутри раскола [14 с. 5]. Этот новый термин не получил широкого распространения и использовался исследователем в рамках одной работы.
Последующее использование каких-либо терминов для обозначения адептов религиозной деструкции в период с 1887 г. по 1895 г. вновь возвращает в исследовательский оборот понятие «еретик» но без каких-либо конкретных его дефиниций. Также в это время в работах таких исследователей как Ф.К. Сахаров [22 с. 63] Н.Н. Животов [16 с. 3 13 48] Смирнов П.С. [24 с. 75 145] Громогласов И.М. [13 с. 21 28] продолжали использоваться термины «сектанты» «раскольники» и «старообрядцы» без какой-либо их конкретизации. Единственный новый термин появился в 1895 г. в работе российского светского православного исследователя В. Беликова называвшего последователей религиозной деструкции «инакомыслящие» [3 с. 180] но без уточнения и осмысления этого термина.
Далее с 1896 г. по 1903 г. использование терминов «еретик» «сектант» «раскольник» «старообрядец» и «диссидент» все ещё не получило систематизации и наполнения но они упоминались в работах таких отечественных светских и конфессиональных исследователей как Г.П. Добротин [15 с. 7] В.М. Скворцов [23 с. 9 13 71 305] А.М. Бобрищев-Пушкин [5 с. 20 26 35].
Начиная с XX в. данная ситуация меняется в 1903 г когда в работе проф. Лейпцигского университета И. Геринга занимавшегося изучением религиозных течений в Российской империи было дало определение конкретизация и уточнение анализируемым терминам. Так согласно труду исследователя «сектантом» считался последователь любой секты или сектантского движения [12 с. 6]. Кроме того И. Геринг пояснял что «раскольники» — это не «сектанты» а «схизматики». По его мнению понятие «раскол» то есть «схизма» происходит от глагола «расколоть» а его последователи называются «раскольниками» то есть «схизматиками». Соответственно это название подходит им более чем «сектанты» [12 с. 6]. Дефиниция некоторых терминов отраженная в работе И. Геринга стала одной из первых где было уделено внимание рассматриваемым терминам. Несмотря на это дефиниция терминов использовавшихся для обозначения последователей религиозной деструкции И. Герингом не получила продолжения в отечественной исследовательской мысли и спустя год все те же термины без конкретизации встречаются в одной из работ В.М. Андерсона [1].
Не осталось в стороне и конфессионально ориентированное исследовательское сообщество. Так в 1905 г. российский конфессиональный православный исследователь Н.И. Ивановский в своей работе ввел или конкретизировал несколько новых терминов назвав последователей религиозной деструкции «подцерковниками» или «отщепенцами» [17 с. 6] и объединил термины в формулу «сектанты-старообрядцы» [17 с. 6]. Следовательно несмотря на то что оба понятия зачастую использовались равнозначно всё же было необходимо их объединение чтобы окончательно внести ясность в использование термина «раскольник» по отношению к последователям религиозной деструкции. Подобные определения в дальнейшем применяли такие исследователи как В.Д. Бонч-Бруевич [7 с. 10] Н. Бортовский [8 с. 9] С.Н. Богданович [6 с. 1] Ф.Е. Мельников [20 с. 98] Н.Г. Высоцкий [11 с. 3 17]. Кроме этого небольшим дополнением к дефиниции терминов использовавшихся для обозначения последователей религиозной деструкции стало определение российского конфессионального исследователя А.Н. Котович который в 1909 г. указавшего что «еретик» – «враг веры и Церкви» [19 с. 115].
Комментариев нет:
Отправить комментарий