среда, 26 октября 2022 г.


В приведенном тесте выделите все сложные случаи расстановки знаков препинания. 

Каким образом вы объясните эти случаи ученикам?. 

Лингвистика последних лет активно направлена на актуализацию эмоционального фактора в языке и речи. Человек в современной парадигме исследований считается теперь не только существом разумным, но и чувствующим. Язык является мощным инструментом передачи общественного опыта и культуры, а также познания. Он проявляет наши эмоции, когда мы сердимся на что-то, или боимся чего-то, или волнуемся и печалимся, пребываем в настроении. 

К числу основных функций языка наравне с коммуникативной, когнитивной, метаязыковой относится эмотивная функция, которая отражает способность языка быть одним из средств выражения чувств и эмоций. Таким образом, по мнению большинства исследователей (Л.Г.Бабенко (1989), Е.Ю.Мягкова (2000), Н.А.Красавский (2008), В.И.Шаховский (2008) и др.), игнорирование эмоций человека или их недооценка в контексте лингвистических исследований ведет к торможению их развития. 

Стоит отметить книги Н.Д. Арутюновой «Язык и мир человека» и Анны Вежбицкой«Семантические универсалии и базисные концепты»посвященные перцептивному, ментальному, эмотивному и волитивному модусам, их разновидностям и их взаимопроникновению. Работы Ю.Д. Апресяна, целью которых было подведение теоретического материала под интегральную и системную лексикографию. Эмотивная лингвистика, несмотря на то, что стала развиваться недавно, внесла значительный вклад в разработку проблем эмотивности, эмотивного кода языка, классификации эмоциональной лексики. В ней изучается человек мыслящий, говорящий, действующий, воздействующий. Способность человека воздействовать относится к числу его фундаментальных способностей.

Глаголы с семой "эмоция" образуют лексико-семантическую группу, в которую входят "слова одной части речи, помимо общих грамматических сем имеется как минимум ещё одна общая сема - категориально-лексическая (архисема, классема)" [Кузнецова 1989: 73]. 

Исследуя актантную структуру глаголов, следует обозначить термин, предложенный Л. Теньером. Актант обозначает активного участника определенной ситуации, действующее лицо. Л. Теньер указывает на то, что актант является действительной валентностью глагола. Это было принято и отечественными лингвистами. В отечественном языкознании валентность представляет собой общую способность слов сочетаться. На ее основе строятся новые словосочетания и предложения. Способность слов сочетаться может быть применена и на словообразовательном уровне в производных. Дериваты всегда обладают какой-либо валентностью, но не каждый актант может быть выражен производным. При обозначении валентностей следует учитывать все случаи глагольной сочетаемости (семантической и грамматической). Актантная структура глаголов, а также их словообразовательная функция зависят от семантики глагольного слова, от того, к какому лексическому объединению принадлежат глаголы. 

Слова внутри ЛСГ объединяются в более мелкие образования, называемые подпарадигмами (подгруппами). Слова в подгруппе составляют базовое глагольно-именное сочетание. Классификация Л.Г. Бабенко подразделяет глаголы с семой "эмоция" следующим образом: глаголы эмоционального состояния, глаголы внешнего выражения эмоций, глаголы эмоционального отношения, глаголы эмоционального воздействия. Глаголы, которые образуют подпарадигму эмоционального отношения, относятся к глаголам со значением "вызывать определённое эмоциональное состояние".  

Их базовое глагольно-именное сочетание – воздействовать эмоциями. В данной подгруппе можно встретить следующие лексемы: бесить, веселить,  бранить, волновать, досадить, впечатлять, заискивать, пугать, обворожить, злить, изумить, смутить, импонировать, конфузить, страшить, молить, мучить, удивить, нервировать, обидеть, огорчить, оскорбить, осчастливить, печалить, принизить, радовать, ругать, сердить, срамить, стыдить, тешить, унизитъ, уязвить. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий