воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Лекция на тему    «Методика обучения правописанию»
1.Значение и задачи изучения орфографии (пунктуации).
2.Принципы, методы и приемы обучения правописанию.
3. Виды письменных работ по орфографии.
4.Работа над ошибками как важнейшее средство повышения грамотности учащихся.
Правописание понимается как владение учащимися орфографическими и пунктуационными навыками. Правописание или орфография – это свод правил правильного письма. Задачи орфографии – вооружить учащихся прочными навыками правильного письма. Усвоение орфографии – процесс длительный и трудный (5,6, 7 классы).
Основным принципом русской орфографии является морфологический. Его суть в том, что одна и та же морфема пишется одинаково независимо от произношения так, как в сильной позиции. Например, дуб  - на конце звонкий [д] оглушается, проверочное слово –дубы, вода- [вада], проверочное слово – водный и т.д.
Кроме основного принципа русской орфографии, имеются еще фонетический, традиционный или исторические написания и дифференцирующие написания.
 Фонетический принцип – это написание приставки на –з: (раз-, воз-, низ-, без-). Например: разбить -распить, беззаботный – бессердечный.
Традиционный принцип – это
1) написание И, О после шипящих (шило, плечом);
2) Ь после шипящих (мышь, молодежь);
3)2 лицо ед. числа глаголов – ешь, ишь,
4) написание иноязычных слов: брошЮра, цИрк и т. д.
Дифференцирующие написания – это графически различающиеся слова с тождественными звуковыми оболочками, т.е. различение слов-омонимов: поджог – поджёг,  балл – бал, туш – тушь.
Основным приемом усвоения орфографии является орфографический разбор. Например: колЮ(Я)т. Это глагол 1  спряжения, поэтому  колЮт.
Виды упражнений по орфографии – это списывание и диктант. Списывание бывает простое (точное копирование с книги или с доски слов или предложений), а также – списывание осложненное – это списывание с дополнительными заданиями (вставить нужную орфограмму, пунктограмму, разделить слово на морфемы) и т. д.
Диктант как прием обучения орфографии получил широкое распространение. Виды диктантов:
1) проверочный (он же контрольный),
2) объяснительный,
3) предупредительный,
4) выборочный,
5) зрительный,
6) творческий,
7) свободный.
Объяснительный диктант – объяснение трудных орфограмм, встречающихся в тексте, осуществляется после записи текста. Диктуется предложение, учащиеся повторяют его вслух и пишут в тетради, затем производится объяснение написанного после каждого предложения в отдельности.
Предупредительный диктант – самый эффективный вид диктантов. Объяснение трудных орфограмм проводится до записи предложения. Учитель читает предложение, один из учеников повторяет его и говорит, как надо писать те или иные слова. Затем все пишут данное предложение.
Выборочный диктант – ученик записывает не весь текст, который диктуется, а лишь те его части (слова), в которых есть изучаемые орфограммы и т. д.
Зрительный диктант – ученик внимательно рассматривает орфограммы, которые в данный момент изучаются. Одновременно повторяется орфографическое правило. Затем текст диктуется учителем.
Творческий  диктант – ученики придумывают или называют слова – примеры на определенную орфограмму. Одно или ряд таких слов записывается учителем на доске. Из записанных слов на доске учащиеся составляют предложения. Варианты записанных предложений: а) только из этих слов, б) с добавлением других слов, в) с изменением слов на доске и т.д.

Предупреждение ошибок – один из важнейших принципов современной методики орфографии. Под предупреждением ошибок следует понимать такую систему занятий по орфографии, при которой и объяснение правил, и выполнение письменных упражнений имеют своей целью не только усвоение изучаемого в данный момент правила, но и закрепление пройденного на последующих занятиях. Для предупреждения ошибок могут служить специальные упражнения, предлагаемые в учебниках по русскому языку, работа по карточкам, перечни трудных слов (вновь изучаемых); перечни слов, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки и орфографический разбор слов.

8 комментариев:

  1. все хорошо разъяснили , спасибо за лекцию ��������

    ОтветитьУдалить
  2. Полезная и доступная информация , спасибо за блог

    ОтветитьУдалить
  3. Всё сразу же отложилось в памяти, спасибо за материал

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо Вам за подробное объяснение. Дибирова Марина 3 РДО (2гр).

    ОтветитьУдалить