Лекция
на тему «Методика обучения
правописанию»
1.Значение
и задачи изучения орфографии (пунктуации).
2.Принципы,
методы и приемы обучения правописанию.
3.
Виды письменных работ по орфографии.
4.Работа
над ошибками как важнейшее средство повышения грамотности учащихся.
Правописание
понимается как владение учащимися орфографическими и пунктуационными навыками.
Правописание или орфография – это свод правил правильного письма. Задачи
орфографии – вооружить учащихся прочными навыками правильного письма. Усвоение
орфографии – процесс длительный и трудный (5,6, 7 классы).
Основным
принципом русской орфографии является морфологический.
Его суть в том, что одна и та же морфема пишется одинаково независимо от
произношения так, как в сильной позиции. Например, дуб - на конце звонкий [д]
оглушается, проверочное слово –дубы,
вода- [вада], проверочное слово – водный и т.д.
Кроме
основного принципа русской орфографии, имеются еще фонетический, традиционный или исторические написания и дифференцирующие написания.
Фонетический принцип – это написание
приставки на –з: (раз-, воз-, низ-, без-). Например: разбить -распить,
беззаботный – бессердечный.
Традиционный
принцип – это
1)
написание И, О после шипящих (шило,
плечом);
2)
Ь после шипящих (мышь, молодежь);
3)2
лицо ед. числа глаголов – ешь, ишь,
4)
написание иноязычных слов: брошЮра, цИрк и т. д.
Дифференцирующие
написания – это графически различающиеся слова с
тождественными звуковыми оболочками, т.е. различение слов-омонимов: поджог –
поджёг, балл – бал, туш – тушь.
Основным
приемом усвоения орфографии является орфографический разбор. Например: колЮ(Я)т.
Это глагол 1 спряжения, поэтому колЮт.
Виды
упражнений по орфографии
– это списывание и диктант. Списывание бывает простое (точное
копирование с книги или с доски слов или предложений), а также – списывание
осложненное – это списывание с дополнительными заданиями (вставить нужную
орфограмму, пунктограмму, разделить слово на морфемы) и т. д.
Диктант
как прием обучения орфографии получил широкое распространение. Виды диктантов:
1)
проверочный (он же контрольный),
2)
объяснительный,
3)
предупредительный,
4)
выборочный,
5)
зрительный,
6)
творческий,
7)
свободный.
Объяснительный
диктант – объяснение трудных орфограмм,
встречающихся в тексте, осуществляется после записи текста. Диктуется
предложение, учащиеся повторяют его вслух и пишут в тетради, затем производится
объяснение написанного после каждого предложения в отдельности.
Предупредительный
диктант – самый эффективный вид диктантов.
Объяснение трудных орфограмм проводится до записи предложения. Учитель читает
предложение, один из учеников повторяет его и говорит, как надо писать те или
иные слова. Затем все пишут данное предложение.
Выборочный
диктант – ученик записывает не весь текст,
который диктуется, а лишь те его части (слова), в которых есть изучаемые
орфограммы и т. д.
Зрительный
диктант – ученик внимательно рассматривает
орфограммы, которые в данный момент изучаются. Одновременно повторяется
орфографическое правило. Затем текст диктуется учителем.
Творческий диктант – ученики придумывают
или называют слова – примеры на определенную орфограмму. Одно или ряд таких
слов записывается учителем на доске. Из записанных слов на доске учащиеся
составляют предложения. Варианты записанных предложений: а) только из этих
слов, б) с добавлением других слов, в) с изменением слов на доске и т.д.
Предупреждение
ошибок – один из важнейших принципов современной методики орфографии. Под
предупреждением ошибок следует понимать такую систему занятий по орфографии,
при которой и объяснение правил, и выполнение письменных упражнений имеют своей
целью не только усвоение изучаемого в данный момент правила, но и закрепление пройденного
на последующих занятиях. Для предупреждения ошибок могут служить специальные
упражнения, предлагаемые в учебниках по русскому языку, работа по карточкам,
перечни трудных слов (вновь изучаемых); перечни слов, в которых учащиеся чаще
всего допускают ошибки и орфографический разбор слов.
Все доступно и ясно����
ОтветитьУдалитьвсе хорошо разъяснили , спасибо за лекцию ��������
ОтветитьУдалитьПолезная и доступная информация , спасибо за блог
ОтветитьУдалитьВсё сразу же отложилось в памяти, спасибо за материал
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам за подробное объяснение. Дибирова Марина 3 РДО (2гр).
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить