четверг, 9 апреля 2020 г.


Соблюдение коммуникативных качеств

 речи при 

изложении нового материала

Общедидактическая цель:
Изучить материал и первично закрепить новые знания.
Триединая дидактическая цель:
образовательная:
- создание условий для приобретения новых знаний по теме “Коммуникативные качества речи”;
- побуждение учащихся к активному осмыслению материала;
- формирование познавательной самостоятельности и развитие творческой активности.
развивающая:
- создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, самостоятельности;
- способствовать развитию коммуникативных навыков (чтения, слушания, говорения, письма) и рефлексивных навыков;
- развитие навыков получения и переработки информации через применение информационно-комьютерные технологии.
воспитательная:
- создать условия для воспитания интереса и уважения к родному языку; культуры общения, чувства ответственности за результаты своего труда; чувства товарищества;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру.
Содержание учебного материала отбиралось в соответствии с целями урока (работа над понятием, развитие общеучебных умений и навыков), личности качеств учащихся, их возрастных и психологических особенностей.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, групповая
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (лекция одноклассников);
- репродуктивный (самостоятельная работа – выполнение теста);
- исследовательский (работа с текстом);
- проблемного изложения (проблемный вопрос на итоговом этапе урока).
Формы реализации методов: лекция, тест, сочинение-миниатюра.
Средства обучения:
- технические: компьютер, экран, медиапроектор;
- наглядность: презентация “Рецепты хорошей речи”, буклет;
- дидактический материал: тесты, текст.
Оптимальная система контроля:
Контроль со стороны учителя, самоконтроль и взаимоконтроль.
Проект урока
1. Организационный момент.
Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Подготовка к основному этапу занятия.
Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимся цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. А) фронтальный опрос по ранее изученному материалу; б) осознание темы урока, формулирование целей.
3. Первичное усвоение учебного материала.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.
Лекция на тему “Древние рецепты хорошей речи”. Лекция подготовлена учащимися по материалам учебника и дополнительным материалам. (См. презентацию к уроку). Всего четыре лектора, учащиеся рассказывают об одном из качеств речи. Каждый участник урока оценивает речь лекторов по критериям: правильность, ясность, красота, уместность.
4. Осознание и осмысление учебного материала.
Дидактическая задача: установление правильности и осознанности нового учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
5. Закрепление знаний.
Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в стандартной и изменённой ситуации.
Анализ текста.
6. Обобщение и систематизация знаний, подведение итогов занятия.
Дидактическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
7. Рефлексия.
Дидактический материал к уроку.

1 вариант.
1. В каких словах первый слог ударный?
а) жалюзи б) свёкла в) столяр г) кухонный
2. Укажите примеры без словообразовательных ошибок.
а) отменение закона б) упорность в достижении целей в) учтительное отношение
г) осуждение чинопочитания
3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Анализируя стихотворение,
а) я получил отличную отметку б) мне поставили отлично в) у меня возник вопрос
г) указываются выразительные средства.
Текст.
Как допускается порча хорошего настроения.
Осуществив возращение домой со школы, я проделал определённую работу по сниманию куртки, шапки, кроссовок, переодеванию в домашнюю одежду и усаживанию за компьютер.
Мама в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметания пола и мойку посуды. По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего поведения, предъявлялись претензии по поводу моего бесконечного сидения за компьютером и безответственного отношения к учёбе. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент времени своего законного права на заслуженный отдых после уроков. Однако мама не сделала соостветствующих выводов, не прекратила своих нарекающих высказываний, в которых отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как – то : совести, стыда, ответственности.
После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений, мы приступили к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утрачившего свои вкусовые качества.
Вот как у нас в семье порой ещё допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.
Ясность:
- ясность речи обычно замутняют многословие и недоговорённость;
- “болтает” человек, когда не знает, что именно хочет сказать, “льёт воду”;
-неясность речи ведёт к появлению слов “паразитов”
Ясная речь – это такая речь, в которой то, что вы сказали, соответствует тому, что вы хотели сказать или написать.
Красота:
- как в обществе, так и в языке есть свои представления о “прекрасном” и “безобразном”;
- сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают”цветы красноречия”.
Писать и говорить красиво – значит писать так, чтобы написанное тобой соответствовало принятым в современном обществе представлениям о красоте.
Уместность:
- упорядоченность речи;
- соблюдение грамматических норм русского языка;
- планирование устной и письменной работы.

4 комментария: