Дорогие студенты, необходимо переписать лекцию и
прислать фотоотчет в группу до 13.40
Лекция на
тему «Методика пунктуации»
1.Значение и задачи пунктуации, ее место в школьном
курсе русского языка.
2.Основные принципы, методы и приемы изучения
пунктуации.
3.Виды упражнений по пунктуации.
4.Основные пунктуационные ошибки и приемы их
предупреждения.
Пунктуация – это совокупность знаков препинания, употребляемых
в письменной речи, а также правила и условия их употребления. Изучение
пунктуации в школе имеет большое значение, так как она обеспечивает правильную
передачу мысли пишущего и адекватное понимание ее читающим. Например: «Казнить
нельзя помиловать».
Основное
назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение читаемого на части, имеющее значение для
выражения мысли при письме.
Пунктуация в
школьном курсе изучается не изолированно, а параллельно с синтаксисом.
Синтаксис и пунктуация предварительно изучаются в 5 классе. В самом начале
учебного года повторяется пунктуация в предложении с однородными членами,
связанными при помощи союзов и без союзов, с обобщающим словом перед
однородными членами; знаки в сложном предложении с союзами А, НО, ЧТО; знаки препинания при
обращении и прямой речи. Систематический курс синтаксиса изучается в 8 – 9
классах и параллельно изучаются
пунктуационные правила.
Основная цель
уроков пунктуации – дать общее понятие
о пунктуации, ее назначении, познакомить с пунктуационными правилами,
сформировать у учащихся умения и навыки правильно употреблять при письме знаки
препинания. Учащиеся должны знать такие понятия, как пунктуационное правило,
пунктограмма, варианты пунктограммы.
Под пунктограммой
в методике понимают синтаксическую конструкцию, в которой употребление знаков
препинания регулируются пунктуационным правилом или его вариантом.
При изучении
пунктуации важными принципами являются:
структурно-семантический,
смысловой и
интонационный.
Основными методами при изучении пунктуации являются:
1) метод наблюдения и анализа;
2)составление разных типов предложений и их анализ;
3)
анализ смысловых и синтаксических
отношений в предложении (особенно в бессоюзном сложном предложении);
4) развитие речевого слуха;
5) принцип выразительного чтения знаков препинания.
Например, в
предложении «Сегодня утром я опоздал на
занятия: долго не было транспорта» ставится двоеточие, потому что между
частями существуют причинные отношения.
В предложении «Долго не было транспорта – я опоздал на
занятие» ставится тире, так как вторая часть является результатом,
следствием того, что указано в первом предложении.
Из приемов,
используемых при пунктуации, основным следует считать пунктуационный разбор. В школе он проводится по-разному:
1) объяснение
поставленных знаков препинания,
2) объяснение отсутствующего
знака,
3) знаки
препинания нумеруются, затем выписываются цифры и дается объяснение,
4) важным
приемом усвоения пунктуационного правила является также алгоритмизация. Например:
Тире между главными членами. (Когда ставится тире, а когда не ставится).
Основными видами
упражнений являются (как и при
изучении орфографии) списывание и
диктант. Списывание бывает неосложненное (объяснить поставленные знаки) и
осложненное (поставить необходимые знаки препинания).
Виды диктантов:
1) диктант полный,
2) диктант выборочный,
3) диктант творческий,
4)предупредительный диктант,
5) зрительный диктант,
6) графический диктант (по схемам строят
предложения, а учащиеся ставят необходимые знаки препинания).
Появление пунктуационных
ошибок объясняется тем, что учащиеся
либо не знают пунктуационные правила, либо не владеют синтаксическим и
смысловым разбором предложения.
Учителю нужно
вести учет ошибок и классифицировать их
на:
1) ошибки при
обращении;
2)ошибки при
причастном обороте;
3) ошибки при
однородных членах;
4) ошибки в
сложном предложении;
5) ошибки в
прямой речи.
Работа над
ошибками:
а) записываются
все предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки;
б) объясняется
ошибка и составляется схема предложения;
в) выполняется упражнение, в котором имеются
предложения на данное правило
Спасибо за лекцию!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию , очень информативно !
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию!)
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьОзнакомлена с лекцией 1гр
ОтветитьУдалитьс лекцией ознакомилась, спасибо
ОтветитьУдалитьОчень полезная информация, пригодится в работе. Спасибо🔥
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась,спасибо большое за полезную информацию,пригодится !
ОтветитьУдалитьМагомедова Айшат
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась,спасибо большое за полезную информацию,пригодится !
Полезная лекция. Спасибо за информацию!
ОтветитьУдалитьполезная лекция,спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень познавательная лекция, спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, спасибо за материал.
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию☺
ОтветитьУдалитьЛекция 👍🏻
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за информацию, мы учтём на практике!🌸
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить