четверг, 9 апреля 2020 г.

Дорогие студенты, необходимо переписать лекцию и 

прислать фотоотчет в группу до 13.40


Лекция на тему «Методика пунктуации»

1.Значение и задачи пунктуации, ее место в школьном курсе русского языка.
2.Основные принципы, методы и приемы изучения пунктуации.
3.Виды упражнений по пунктуации.
4.Основные пунктуационные ошибки и приемы их предупреждения.

Пунктуация – это совокупность знаков препинания, употребляемых в письменной речи, а также правила и условия их употребления. Изучение пунктуации в школе имеет большое значение, так как она обеспечивает правильную передачу мысли пишущего и адекватное понимание ее читающим. Например: «Казнить нельзя помиловать».
Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение  читаемого на части, имеющее значение для выражения мысли при письме.
Пунктуация в школьном курсе изучается не изолированно, а параллельно с синтаксисом. Синтаксис и пунктуация предварительно изучаются в 5 классе. В самом начале учебного года повторяется пунктуация в предложении с однородными членами, связанными при помощи союзов и без союзов, с обобщающим  словом перед  однородными членами; знаки в сложном предложении с союзами А, НО, ЧТО; знаки препинания при обращении и прямой речи. Систематический курс синтаксиса изучается в 8 – 9 классах и параллельно  изучаются пунктуационные правила.
Основная цель уроков пунктуации – дать общее понятие о пунктуации, ее назначении, познакомить с пунктуационными правилами, сформировать у учащихся умения и навыки правильно употреблять при письме знаки препинания. Учащиеся должны знать такие понятия, как пунктуационное правило, пунктограмма, варианты пунктограммы.
Под пунктограммой в методике понимают синтаксическую конструкцию, в которой употребление знаков препинания регулируются пунктуационным правилом или его вариантом.
При изучении пунктуации важными принципами являются:
структурно-семантический,
смысловой и
интонационный.
Основными методами при изучении пунктуации являются:
1) метод наблюдения и анализа;
2)составление разных типов предложений и их анализ;
3) анализ смысловых и синтаксических отношений в предложении (особенно в бессоюзном сложном предложении);
4) развитие речевого слуха;
5) принцип выразительного чтения знаков препинания.
Например, в предложении «Сегодня утром я опоздал на занятия: долго не было транспорта» ставится двоеточие, потому что между частями существуют причинные отношения.
В предложении «Долго не было транспорта – я опоздал на занятие» ставится тире, так как вторая часть является результатом, следствием того, что указано в первом предложении.
Из приемов, используемых при пунктуации, основным следует считать пунктуационный разбор. В школе он проводится по-разному:
1) объяснение поставленных знаков препинания,
2) объяснение отсутствующего знака,
3) знаки препинания нумеруются, затем выписываются цифры и дается объяснение,
4) важным приемом усвоения пунктуационного правила является также алгоритмизация. Например: Тире между главными членами. (Когда ставится тире, а когда не ставится).
Основными видами упражнений являются (как и при изучении орфографии) списывание и диктант. Списывание бывает неосложненное (объяснить поставленные знаки) и осложненное (поставить необходимые знаки препинания).
Виды диктантов:
1) диктант полный,
2) диктант выборочный,
3) диктант творческий,
4)предупредительный диктант,
5) зрительный диктант,
6) графический диктант (по схемам строят предложения, а учащиеся ставят необходимые знаки препинания).
Появление пунктуационных ошибок объясняется тем, что учащиеся  либо не знают пунктуационные правила, либо не владеют синтаксическим и смысловым разбором предложения.
Учителю нужно вести учет ошибок и классифицировать их на:
1) ошибки при обращении;
2)ошибки при причастном обороте;
3) ошибки при однородных членах;
4) ошибки в сложном предложении;
5) ошибки в прямой речи.
Работа над ошибками:
а) записываются все предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки;
б) объясняется ошибка и составляется схема предложения;
в) выполняется упражнение, в котором имеются предложения на данное правило

17 комментариев:

  1. Спасибо за лекцию , очень информативно !

    ОтветитьУдалить
  2. с лекцией ознакомилась, спасибо

    ОтветитьУдалить
  3. Очень полезная информация, пригодится в работе. Спасибо🔥

    ОтветитьУдалить
  4. С лекцией ознакомилась,спасибо большое за полезную информацию,пригодится !

    ОтветитьУдалить
  5. Магомедова Айшат
    С лекцией ознакомилась,спасибо большое за полезную информацию,пригодится !

    ОтветитьУдалить
  6. Полезная лекция. Спасибо за информацию!

    ОтветитьУдалить
  7. Очень познавательная лекция, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, спасибо за материал.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо большое за информацию, мы учтём на практике!🌸

    ОтветитьУдалить